Вот нашла на просторах инета любопытную статью) Посмеялась от души, но все же кое-что взяла на вооружение. Может, вам тоже будет интересно) Если что, можете просто удалить.
ШТАМПЫ В ФЕНТЕЗИ. Часть первая.
Почему в таком, казалось бы, благодатном для выдумки материале, как фэнтези, вообще попадаются штампы? Давайте для начала дадим этому слову однозначное определение. Иными словами, почему «штамп» - это плохо? Да потому что литературный штамп – это банальность, неоднократно используемый прием. Чаще всего такого рода штампы встречаются у авторов неопытных, так сказать, «не расписавшихся». С другой стороны, штамп – это часть литературного мифа, то, что стопроцентно найдет отклик в читательских сердцах и душах. Но это уже будет называться «архетип» и, при грамотной обработке, на его основе можно получить настоящий шедевр или просто крепкое, хорошее произведение. Как видите, грань очень тонка, преступить ее ничего не стоит. В данной статье я расскажу не об архетипах, хотя, безусловно, о них рассказать стоит. В первой части данной статьи мы с Вами, дорогой читатель, поговорим о штампах.
Штампы можно условно поделить на сюжетные, «персонажные» и связанные с устройством мира.
Сюжетные штампы.
1. Мегаартефакт и пророчество. Вот мы раскрываем книгу и попадаем в какой-то, любой фэнтези-мир. И тут же выясняем, что мир находится под властью Черного Властелина (эта фигура сама по себе штамп) и спасти всех может только Супер-Пупер-Мегаартефакт, о котором еще говорилось в том пророчестве отошедшего от дел волшебника, который умер триста лет назад. Артефакт надо либо уничтожить (знакомая песенка, а?), либо найти и использовать против Властелина. Пфф… переключите канал! В смысле, закройте эту книгу и поставьте обратно на полку.
2. Туда и обратно. Этот штамп бывает двух видов. Вид первый: нашего героя посылают. Высшие силы/король/самый главный маг/мама для того, чтобы найти смысл жизни/убить дракона-спасти принцессу/найти Супер-Пупер-Мегаартефакт (см.п.1)/отнести пирожки бабушке. Вид второй: герой посылается сам. Дабы найти сакральный смысл бытия/носки/подходящую банку для засолки огурцов/Супер-Пупер-Мегаартефакт… Причина появления сего штампа одна – автор придумал ну очень крутой мир и хочет всем его показать. А как это сделать проще всего? Правильно, нужно заставить героя совершить путешествие… см.п.1 Или он может отправиться за похищенной/ым возлюбленной/ым, либо он просто путешественник и вор/бард/скрывается от ментов (эти типажи будут подробно рассмотрены в персонажных штампах). Нет, ну, на мир полюбоваться можно, конечно… если он, правда, красиво устроен.
3. Очаровательный пушной зверь. Миру должен наступить/уже наступил БОЛЬШОЙ пи… БА-ДА-БУМ. И спасти его может только… см.п.1. Или спасать уже нечего и необходимо выжить… и построить новое общество… ы-ы-ы-а-а-ав… а Вы еще не зеваете, читатель?
4. Все было не так! А тут мы подходим ко всяческим историческим «фэнтезЯм». Т. е. берется какое-то крупное историческое событие и… добавляется чутка магии… храбрый герой с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками… и УСЁ событие выворачивается наизнанку. Пастухи оказываются королями, миледи – вовсе не миледи, а скорее даже, сэр. Хе, белые на самом деле были красными, а красные – вообще вампирами! А хули! Внутренний критик негодуэ.
5. Ты мне снишься, да? Ну, снись, снись. В мире происходят невероятные дела! Все просто потрясающе, восхитительно и вообще круто! Мы с нетерпением следим за действиями персонажей, подбадриваем их, сочувствуем, негодуем на врагов. С трепетом открываем последнюю страницу… и видим фразу вроде: «И она проснулась в холодном поту». Появляется такое чувство, будто тебя ограбили. Автор, вашу мать, едрёна вошь, ты чего делаешь?!
6. А говорил я Канту… Тоже одна из разновидностей исторического фэнтези. Герой ВНЕЗАПНО меняется телом с… Наполеоном! Или еще кем-нибудь столь же значимым. И пошла чехарда, губерния пляшет, играючи выигрываются битвы… Как вариант, герой может попасть в соответствующую историческую эпоху и давать советы САМОМУ. Ага, сам при этом обычно имеет историческое, военное, литературное или еще какое-нибудь профильное образование. Тоже внезапно.
7. Мстя моя будет страшна! Сей штамп характерен не только для фэнтези литературы, и заключается в том, что героя однажды ОЧЕНЬ сильно обижают плохие дяди, убивают его возлюбленную/семью/род/деревню/любимую собачку, а его самого оставляют в живых (лично я всегда удивлялась – ЗАЧЕМ??? Неужели так сложно его убить к чертям собачьим?!). Тут-то и начинается ОНО. Герой мстит. И см. название пункта.
8. Борьба бобра с ослом. Есть герой добрый, наивный, милый, восторженный, белый-белый, горя… пушистый-пушистый. А есть герой злой, жестокий, мерзкий, и обязательно глупый, он убивает десяток младенцев еще до завтрака, закусывает их родителями, вследствие чего изо рта у него пахнет отнюдь не розами… И вот светлый герой, олицетворяя собой добро, чаще всего еще и бывая Избранным (об этом в персонажных штампах), вызывает темного на бой. Или собирает армию. Этот штамп является подвидом штампа №1.
9. У, параллельные, ну, как вы достали меня! Параллельные миры. Точка. Заглавный буква. Никакие комментарии не способны выразить то чувство, что возникает при чтении очередного творения, где герой по сюжету проваливается в яму/открывает шкаф, а там!/напивается в трактире и знакомится с чуваком, который может отправить его в Ялту одним пинком…
Мы с Вами, дорогой читатель, рассмотрели наиболее часто встречающиеся и более всего бесящие сюжетные штампы в фэнтези. В следующем параграфе мы перейдем к штампам, характеризующим персонажей.
Персонажные штампы.
С персонажами намного труднее, чем с сюжетом. А почему? Да потому, что хороший персонаж - тот персонаж, который нам с Вами, дорогой читатель, нравится, а, следовательно, неизбежно в чем-то похожий на нас. Аксиома психологии – наиболее приятно человеку, когда говорят о нем, называют ЕГО имя. Вот и герой всех этих ваших «фэнтезей» тоже должен быть мил и понятен читателю. И все же есть некие весьма заезженные образы, использование которых не украсит Вас, как автора, в глазах читателя, о них я и расскажу.
1. Хозяин трактира. Трактир, вообще, особое место, особое заведение в любом фэнтези мире. Куда бы не закинула жестокая судьбинушка героя, трактир должОн быть. Да-с, и обязательно с хозяином, который лично стоит за стойкой и почему-то постоянно протирает стаканы… Когда бы к нему ни заглянули герои – он протирает стаканы. В крайнем случае, стойку. Личность меланхоличная, привычная к дракам и разбоям, жадноватая и склонная к мошенничеству.
2. Вор. О, сия личность особенно примечательна! Если это мужчина, то он непременно прекрасен, как бог, умен, хитер, изворотлив, может своровать/уже своровал Супер-Пупер-Мегаартефакт… впрочем, если это женщина (а вот это, надо сказать, встречается несколько реже), то см. выше. Чрезвычайно харизматичные личности, обаяшки и вообще, пуськи. Ах, да, за ними обычно охотится целое королевство. И не могут поймать. Или ловят, но в последний момент Вор успевает сбежать/обхитрить стражу/изображает из себя мертвого…
3. Путешественник/бард/бродяга/странствующий маг. Гражданин глубоко романтичный, непонятый миром, отверженный и неприкаянный. Иногда его обуревает сильное чуЙство справедливости, которое он стремится постоянно удовлетворять. Это бородатый странник, следующий за ветрами и необузданными порывами своей души. Если сей чувак не эльф, не варвар, не мститель, не сирота, у которого плохие дяди поубивали всю семью/род/деревню/любимую собачку, если у него нет волшебной/говорящей/какой-нибудь зверушки, которую он считает своим единственным другом, то штампом не является.
4. Самый Главный Маг. Именно заглавными буквами, а если в тексте не заглавными, то чувства и мысли сего персонажа живо исправят эту несправедливость. Ну, что тут сказать… сверхмогучий, сотрясающий небо и землю, академик какой-нибудь МегаАкадемии волшебства, колдунства, чародейства и магии, Адепт сильнейшего ордена… и т.д., и т.п. Бывают как на стороне бобра, так и с ослами охотно якшаются. С ослами даже охотнее. Наиболее распространенный вид – бородатый плащеносец, ареал обитания весьма обширен, основная функция – раздача советов и интеллектуальных *нецензурная брань* незадачливым героям.
5. Избранный. Падите ниц! ОН идет! Этими двумя короткими фразами все сказано. В мире, где водится сие творение демиурга, обычно существует некое САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРОРОЧЕСТВО, которое гласит о приходе Избранного/ой и о том, что будет он/она прекрасен/на, как Луна и Солнце, вместе взятые, и будет силой владеть невероятной, и очень густой шевелюрой… кхм… в общем, спасет всех нахрен.
6. Влюбленный вампир. О боги Асгарда, за что прогневил вас так автор этой статьи?! Только не ВАМПИРЫ! И, ради ясных глаз Локи, только не ВЛЮБЛЕННЫЕ! У меня к авторам, пишущим подобное, только один вопрос – а вы способны полюбить свой бутерброд? Ну, вот представим, что бутерброд имеет разум… м-да… что-то я куда-то не туда заехала… хотя… тема, конечно – разумные бутерброды…
7. Добрый/влюбленный демон. См.п.6. Ну, это уже положительно не смешно! Ладно, влюбленный… предположим… ТОЛЬКО ПРЕДПОЛОЖИМ, демоны не питаются людьми (хотя многие с бАаальшим удовольствием это сделают). Но вот доброта… откуда, черт возьми?! Обоснуй имеется? Ну, если имеется, и достаточно веский и пушистый, то штампом не является.
8. Черный Властелин. А вот этот чувак, в отличие от предыдущего, наоборот вообще не испытывает никаких светлых чувств. По определению не может. Нет, вы не поняли, ВООБЩЕ никаких светлых чувств. Ему незнакомы сострадание, жалость, нежность, любовь и, тем более, УПАСИ БОЖЕ, доброта. Это же ЧЕРНЫЙ Властелин, ребята. Какие еще чуЙства? Я вас умоляю. На самом деле, фэнтези уже отходит от совсем сказочных канонов и давно впускает в себя чуть больше реалистичности. Т.е. зло не может быть абсолютным. У любого, даже самого ЧЕРНОГО, негодяя найдутся оправдания. Так что, граждане читатели и авторы, СОВСЕМ черные, без единого пятнышка, властелины уже неактуальны…
Автор: Gilfin